В феврале 2022 года ученому и телеведущему Сергею Капице исполнилось бы 94 года. Он родился в Кембридже в семье будущего лауреата Нобелевской премии и домохозяйки. Более 30 лет он вел программу «Очевидное-невероятное» на телевидении. Первый выпуск «самой умной передачи на советском телевидении», как ее называли, состоялся тоже в феврале 1973 года. Капица, кстати, вошел в Книгу Рекордов Гинесса, как ведущий с самым долгим стажем.

Капица называл себя русским православным атеистом и так объяснял свое главное расхождение с догматами церкви:

Они (церковники) считают, что Бог выдумал человека, а я считаю, что человек выдумал Бога. Вопрос о том, есть ли Бог, для верующего человека аналогичен знаменитому высказыванию Тертулиана: «Я верую, ибо это абсурдно», и всякая попытка испытывать веру знанием приводит в тупик. Истинно верующие люди обращены в себя, это для них важно, это их философия, их взгляд на мир.

Позднее в интервью Дмитрию Гордону в 2009 году Капица сказал, что определение «Религия — опиум для народа» довольно точное. Однако затем физик оговорился:

Я думаю, что Бога, такого, как его рисуют, его нет. Понимаете, есть вероятность, есть наше восприятие мира, это и есть наука. Но не надо слишком механистически подходить ни к понятию Бога, ни к возможностям науки. Наука – это и есть современный Бог: она объясняет все происходящее.

В своем последнем интервью газете «Вечерняя Москва», опубликованном на сайте клуба выпускников МГУ Капица, отвечая на вопрос о вере и Боге, сказал:

Я высоко ценю памятники русской православной архитектуры, уважаю деятелей Церкви, но знаете, что ответил Лаплас, когда его спросили о Боге? — «Я не нуждаюсь в этой гипотезе».

Я могу рассуждать о Боге как о явлении культуры, — говорил ученый, — но считаю, что наше непонимание тех или иных вещей не означает наличие Бога. В древности за каждым кустом пряталось по божеству, потому что люди не могли объяснить явлений природы. Сегодня мы продвинулись чуть дальше их и знаем, что такое солнечное или лунное затмение. Поэтому и богов у нас меньше. Некоторые боятся, что, лишившись бога, мы потеряем остатки совести. Я не вижу тут никаких противоречий. Думаю, можно жить по совести и при этом не верить в Бога.

Поколение моего отца было активно антирелигиозным в силу партийных принципов. А я – русский православный атеист. Это, кстати, весьма распространенная формула отношения к вере, к духовной культуре. По существу, ведь и наука выросла из религии. Я встречался со многими нашими патриархами. С Питиримом, с Кириллом… У нас с ними разница в мировоззрении не так велика, как может казаться.

Патриарху Кириллу я сказал: «Если бы вас можно было клонировать и в каждую школу отправить, я был бы за уроки богословия». Он смеялся. Необходимо ведь иметь уровень, чтобы преподавать такие вещи. Насаждение православия в дореволюционных школах России было лучшей антирелигиозной пропагандой. Марксизм тоже угробили преподаватели марксизма. Хотя в марксизме было много разумного и полностью отсекать это явление было абсолютно не правильно!

При этом Капица был окрещен в церкви, его крестным отцом был русский врач и ученый Иван Павлов — тоже атеист. Капица всю жизнь вращался в кругах интеллигентных, высокообразованных людей. Он видел, как сильно отличается его мировоззрение от взглядов обывателей и всеми силами старался повышать интеллектуальный уровень людей в стране, популяризировал науку.

Культуру надо насаждать. Даже силой! — говорил ученый. — Иначе нас всех ждет крах!

Капица скончался в возрасте 84 лет в Москве в 2012 году. Незадолго до смерти Капица дал интервью журналу «Русский Репортер», где рассказал, что доволен своей жизнью, потому что полезен людям:

Я нахожусь в счастливом состоянии, потому что у меня есть дело, есть интересы, которые этому делу отвечают. И эти интересы еще отвечают какой-то потребности общества — вот это важно.

P.S. (от редакции сайта)

 Сентенция «православный атеист», при всей её необычности и кажущейся эклектичности, вполне корректна, если трактовать атеизм как отрицание существования Бога в форме личностного Творца и Управителя мира. В мире много атеистических религий, например, буддизм.