Староверы-1144

Российский   интернет  «переполнен» небольшой статьей по долголетию староверов, которую без изменений перепечатывают десятки сайтов.

Автора выявить не удалось.

Несмотря  на краткость, всё очень грамотно, доверительно и убедительно.

Итак:

В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди — все приводило в восторг. Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое. Потом нам объяснили, что это староверы.

Семейские живут отдельными поселками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят. Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли. А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Наши работы проходили как раз по территории их поселка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры — очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже.

Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что все болезни от головы. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил. Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить на потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет. Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать либо строго попоститься с полгода.

Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите — столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!

Выяснилось, что все староверы — люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать…., а уж только потом пьет травы, настои, лечится природными веществами. 

Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине они отказываются слушать радио, смотреть телевизор, считая, что такие устройства засоряют голову и делают человека рабом: из-за этих приборов человек перестает думать сам. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.

Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все — от мала до велика.

Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почете чистота, причем чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моется и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные. Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой. Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. Людьми движет нравственный закон, который нигде не писан, но каждый его чтит и соблюдает. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое!

Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс — это хорошо, но с другой… Мы действительно потеряли себя, плохо себя понимаем, переложили ответственность за свою жизнь на родителей, врачей, правительство. Может, поэтому и не стало по-настоящему сильных и здоровых людей. А вдруг мы действительно вымираем не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна. А получается, что из-за техники мы себя теряем.

Для понимания староверов необходимо обратиться к истории России.

Началось всё в 1652 году с «усовершенствования» Русской христианской церкви патриархом Никоном. Часть народа, не поддержавшая новые догматы и ритуалы, стали именоваться «староверами».

Поскольку нововведения были согласованы с властью и ею поддержаны, староверы стали своеобразными «диссидентами», у которых возникли большие проблемы. В частности, 7 апреля 1684 года были изданы знаменитые «Двенадцать статей» царевны Софьи. Согласно этому Указу «тех, кто подозревался в содержании старой веры, надлежало пытать, а тех, кто стоять будет в пытке упорно и не покоряться, жечь в срубе и пепел развеять. Тех же, кто перекрещивал, надлежало также сжигать, а если раскаются, то сжигать, «причастив Святых Тайн»… 

Приютившие старообрядцев даже всего на одну ночь лишались имущества (если по неведению, то просто наказывались батогами) и ссылались. Немудрено, что огромное количество русских людей, для сохранения, как они полагали, жизненно важных ценностей, были вынуждены бежать в глухие леса, в том числе в сибирскую тайгу. Зачисляя при этом в стан своих врагов не только «духовенство и власть» (а после 1917 года – «партию и правительство»), но и достижения цивилизации, как нечто «врагами порожденное».  

Но для нас важно другое: парадигма возникновения болезни, способ лечения и результат в части продолжительности жизни. Конечно, при банальной простуде, которую человек заполучил, не соразмерив погодные условия и свою одежду, — «грех» достаточно очевиден. Соответственно, через 2-3 дня, если человек не наделает за это время дополнительных глупостей, «хворь» закончится.

Однако этот же принцип староверы применяют и к тем болезням, когда взаимосвязь недуга с провинностью (грехом) человека или члена его семьи совсем не очевидна. Рассматривая соответствующие практики как важные аспекты духовного развития – основной цели своего существования. Поэтому, собственно говоря, с точки зрения Матери-Природы (Господа-Бога), они и живут долго: делом занимаются!