К сожалению, мы дожили до того, что оказались «впереди планеты всей» совсем  не в области высоких достижений.

Природная здоровая агрессия (от лат. aggressio — нападение) дана нам, чтобы отстаивать свои границы, когда их кто-то нарушает. Например, в критических ситуациях, связанных с необходимостью спасения своей жизни, детей, семьи. Либо в более обыденных ситуациях, предполагающих, простого словесного возмущения. Эта же природная агрессия побуждает человека отказаться выполнять кажущиеся ему неразумными требования — чиновника или власти. Однако зачастую можно наблюдать явные агрессивные действия, когда вроде бы и поводов для них не было, либо были, но вовсе не соответствующие предпринятым действиям.  Что, к сожалению, характерно для современной России.

 В результате, у нас самая высокая в Европе смертность от убийств: 26 случаев на 100 тыс. человек (данные издания НИУ ВШЭ «Демоскоп»). Это в 50 раз больше, чем в Великобритании, в девять — чем в Румынии, и в 2,6 — чем на Украине. Убийства — самый яркий показатель, характеризующий уровень насилия в стране. Есть и множество других — от уровня насилия в семье до количества уличных ограблений. Но все они подчиняются одной и той же тенденции — всюду Россия в первых рядах по разным печальным поводам.

Почему так? и что порождает у нас агрессию? — рассказывает Сергей ЕНИКОЛОПОВ, заведующий отделом клинической психологии в Научном центре психического здоровья населения Российской академии медицинских наук (НЦПЗ РАМН) и одновременно завкафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

— Сергей Николаевич, почему в обществе так много агрессии, почему ею пронизана вся наша жизнь— от бытовой до политической?

Мы помним, что в период социального оптимизма в первой половине 60-х годов Москва была очень доброжелательным городом, здесь было очень мало убийств. Потом все изменилось. Так вот основная причина роста агрессии связана с тем, что мы трансформирующееся, нестабильное общество. Когда в обществе происходят изменения, в нем растет агрессия. Причем тут три важных момента.

Первый — чему мы научились в процессе социализации. Ребенок растет и учится разным способам коммуникации и тому, в какой ситуации какой способ применять. Я могу вас попросить дать мне фотоаппарат, а могу его отнять. Если я школьник, то я могу выбить у вас из рук портфель, чтобы вы обратили на меня внимание, а могу дать по затылку. Но когда мне не семь, а тридцать семь и я даю вам по затылку, чтобы вы обратили на меня внимание, то это называется семейным насилием. Это происходит потому, что у меня в репертуаре нет других способов. У вас, допустим, богатый репертуар, вы знаете, как показать, что вы довольны или нет, как уболтать, как мягко отказать и как резко. А когда у человека все сведено к «бить или не бить», то это его основной способ разрешения конфликтных ситуаций, насильственный. Он легко заучивается, как все плохое. А все хорошее заучивается только с многих предъявлений. Мы можем воспитывать пацифистов, показывая им пацифистские фильмы и давая пацифистские книжки. Но как показано в исследованиях, чтобы эффект пролонгировать, его нужно подпитывать, то есть постоянно показывать такие фильмы и давать такие книги. Вспомните себя: слова, которые не надо употреблять, вы запомнили с одного предъявления, а все остальные— не с одного. Это закономерность.

Другая вещь — это разрядка эмоционального напряжения. Напряженный человек приходит куда-то, где он может расслабиться. Именно это очень часто и есть причина семейного насилия. Ни на улице, ни на работе этого человека не подозревают ни в чем таком. Там он напряжен, но он приходит и спускает это напряжение на слабейшего: достается ребенку и жене.

И третий фактор, самый важный, — это агрессия как защита своего «я», представления о себе. Если я скажу вам грубость, ваше представление о себе начинает рушиться. Но тут важно, что идет атака на значимую для вас сторону «я». Если я скажу, что вы блондинка, вы же не будете обижаться и говорить «я не такая». Ведь блондинка? Блондинка. Вы спокойны, это незначимая для вас вещь. А если вы прожили тяжелую жизнь блондинки, которую все время отвергают, называют дурой, то вы напряжетесь. Эта будет атака на ваше «я». У нас в природе существуют три варианта реакции на сложную ситуацию: ступор, бегство или нападение. Вы можете убежать, можете впасть в ступор, а можете атаковать в ответ.

—Так из этого вытекает, что наш человек мало того что живет в трансформирующемся обществе, так он еще и все время напряжен, все время ждет наезда на свое «я»? И поэтому он такой агрессивный?

Безусловно, и более того: он очень травмирован, потому что в этом обществе нет правил. Даже наше прошлое: одни говорят, что оно мерзкое и плохое, а другие — что хорошее. При этом нет «и-и», а есть «или-или». Или вот взятки: одного человека вы можете этим обидеть, а другой без денег пальцем не шевельнет. Когда человек не знает правил, он в растерянности. Эта растерянность называется «аномия», она выражается в самоубийствах, в уходе в религию, наркотики, алкоголь и настоящее насилие, когда я крушу неважно что не задумываясь. Причем под трансформирующимся обществом понимается вовсе не плавный переход от одной фазы к другой. Это общая напряженность и защита всех против всех. Все у нас неустойчиво. Отсутствует ощущение, что мы знаем, куда мы идем и что нам делать. Причем не только гласно, но и негласно. При этом присутствует ощущение, что «так долго жить нельзя».

—Мы говорили о том, что люди напряжены и ущемлены, но ведь в значительной мере причина этого— они сами. Если бы они были добрее друг к другу… Не могут?

Здесь вот что присутствует: если я буду добрый, то общество оттопчет мне ноги. Особенно это заметно у водителей. Но если вдруг появляется доброжелательный водитель, то многие реагируют на него очень хорошо, «благодарят» его. То есть не все озверели и все забыли. Но большая часть настолько всем ущемлена, забита, что реакция — «я ей дам мизинец, а она откусит вместе с берцовой костью». У нас есть взаимное недоверие. «Я-то могу вести себя прилично, а вы не можете по определению», и поэтому мы будем друг другу хамить. Мы просто не ждем друг от друга хорошего поведения. А третий это все наблюдает и говорит: ну, со зверями жить, по-зверски и вести себя. Но опять замечу: стоит кому-то сделать что-то более доброжелательное, а второму отреагировать, так и третий воспринимает это нормально.

—И каковы ваши прогнозы?

Есть несколько сценариев, и худший состоит в следующем. Агрессия будет выражаться во все большей поляризации общества. Будет продолжаться рост убийств и насилия, будет предубежденность по отношению к старикам, к слабым, беспомощным. Старики просто удобны — на них можно самоутверждаться. Для многих людей это может кончаться печально — самоубийством.

—Правильно ли я понимаю, что отношение к старикам, начиная от транспорта и заканчивая неоказанием медицинских услуг, есть выражение той тенденции, о которой вы говорите?

Конечно. Вторая группа — это дети.

—То есть худший сценарий— это усиление насилия в отношении тех групп населения, которые можно назвать слабейшими,— стариков, детей и женщин?

Да, и еще мигранты, инвалиды, больные. Это фантастически разрушительно, потому что агрессия против, допустим, больного вызывает бессилие и ответную злобу родственников больного — они-то его любят. Агрессия против пожилых людей вызывает ответную агрессию у их внуков и детей. Это плевок против ветра. Есть люди, которые склоняются к социал-дарвинизму и говорят, что все определяет успех, но они забывают, что в обществе на каждое проявление социал-дарвинизма (человек человеку волк) существуют связи— семейные, родственные, кровные, профессиональные — и рушить эти основы общества нельзя. Именно поэтому народ будет возмущаться. Мы же видим, как отреагировали автолюбители, когда несправедливо осудили водителя. Люди начинают объединяться, потому что справедливость — она базовая вещь: люди бессознательно верят, что мир справедлив. Сознательно-то мы можем сказать «какая ерунда, справедливость мира». Но обратите внимание: все религии построены на вере в то, что всем воздастся по справедливости. Это очень важная черта, она быстрее объединяет людей, чем идея построить, допустим, школу.

—Это худший сценарий. А лучший?

Вернуться к системному взгляду на вещи. Но для того чтобы это сделать, нужна обратная связь, нужно понимать, что в стране происходит. А у нас почти не делают хороших исследований, скажем, семейного насилия, и ни эксперты, ни просто люди почти ничего про это не знают. Когда девушка выходит замуж, она должна понимать: вероятность того, что муж будет ее бить или она будет с ним драться,— около 60%. Только в 42% семей, зарегистрированных или нет, не бьют друг друга.

У нас нет социального портрета страны. Несколько лет назад я не мог найти тривиальные данные: какова средняя продолжительность брака россиян. Получив их, можно было бы понять, сколько раз за жизнь ребенок будет сталкиваться с новым отцом или матерью. Предположим, что они все хорошие, но к ним нужно приспосабливаться, привыкать. Если учесть, что для некоторых детей развод является травмой, а при травме вероятность высокой агрессивности высока.

—Хорошо, а что нужно для этого системного взгляда?

В США в 60-70-е по телевидению показывали много насилия. Ответом было огромный заказ, государственный и частный, на исследования, посвященные влиянию СМИ на социальное поведение человека. В 1980 году в конгрессе были слушания на эту тему, на которых звучали обобщенные результаты 2700 исследований. Заметьте, что эти исследования проводили и противники, и сторонники того, чтобы показывать насилие по телевидению. Эти сторонники считали: показываем насилие и секс — мешаем реальному насилию, человек испытывает катарсис и все такое. Так вот теория катарсиса накрылась, потому что исследования показали, что она неверная. Законов после этих слушаний было принято мало, но телемагнаты осознали, что если они хотят жить в спокойной стране и дети их тоже, то надо что-то менять. И они сами, по своей воле изменили положение дел, и получилось современное, достаточно скучное американское телевидение. Осознание может прийти, когда ты понимаешь, что тебе рассказывают, а для этого нужны эти исследования— они шли почти десять лет. Недавно у них были слушания по видеоиграм. Общество смотрит на свой портрет и понимает, что здесь, здесь и здесь надо исправить.

—То есть нужен заказ на «портрет общества» и желание, а также возможность что-то изменить. Если вернуться к агрессии, правда ли, что она идет сверху вниз? «И клерк пнул кота».

Нет, необязательно, потому что агрессия может пойти вниз, может — вбок, а может вернуться к агрессору. Всегда можно подставить начальника, слить информацию конкуренту, убить его собаку. Другое дело — да, очень часто насилие сверху порождает насилие в среде. Огромное количество хулиганов не думают о том, что они хотят свергнуть власть или что они живут в несправедливом мире. Но они чувствуют, что что-то делать надо, и деструктивно ведут себя на своем уровне. Но им под руку может попасться любой.

Источник: http://www.mirprognozov.ru/prognosis/society/pochemu-v-rossii-jivut-chrezvyichayno-agressivnyie-lyudi/

———————————-

В и-нете материалов на эту тему предостаточно. Например:

Интервью с Наталией Зоркой — социологом, руководителем отдела социально-политических исследований Аналитического центра Юрия Левады, и и Александром Асмоловым — заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, академиком Российской Академии образования:

https://www.stopfake.org/istoki-agressii-v-rossijskom-obshhestve/

Интервью с Андреем Владиславовичем Юревичем – зам. директора Института психологии РАН:

http://vestnikk.ru/society/people/15071-agressiya-v-rossiyskom-obschestve-rastet-.html

https://rg.ru/2013/12/10/portret.html

Психологи выделяют и так называемое пассиво-агрессивное поведение, которое проявляется в случаях, когда люди получают удовольствие от того, как другие теряют самообладание. Сами же они ведут себя спокойно и так, словно ни в чем не виноваты. Например, в ситуациях, когда:

  1. Нарушают общепринятые нормы поведения или конкретные обещания, опаздывают без видимых на то оснований.
  2. В разговоре саркастичны, язвительны, наносят оскорбления, замаскированные под комплименты.
  3. Демонстрируют «комплекс мученика».

Источник:        https://fn-volga.ru/newspaperArticle/view/id/7072

 

При разработке Комитетом Общественного Жилищного Контроля РОО «АКТИВНЫЙ ПЕНСИОНЕР» отдельных проблем, было обращено внимание на «сходство» рейтинга стран по уровню агрессивности общества и рейтинга стран по уровню коррупции в обществе.

Рейтинг стран по уровню коррупции составляется на основе ежегодно рассчитываемого индекса восприятия коррупции (ИВК) в стране. ИВК присваивает странам/территориям баллы и ранжирует их согласно восприятию степени распространенности коррупции в государственном секторе соответствующего государства. Это составной индекс, представляющий собой комбинацию опросов и оценок коррупции, данные которых собирают различные авторитетные организации. ИВК является наиболее широко используемым индикатором коррупции по всему миру. Подсчетом показателей коррупции с 1995 года занимается авторитетная компания «Transparency International».

Максимальный уровень коррупции — 0, отсутствие коррупции — 100.

Данные опубликованы в феврале 2018 года.

Карта стран по уровню коррупции: https://nonews.co/directory/lists/countries/corruption

Ниже приведена выдержка из этой карты, для наглядности демонстрирующая положение России  в этом рейтинге.

№ в списке

Страна  

Индекс коррупции

1

Дания

88

2

Новая Зеландия

87

…..

138-143

Папуа — Новая Гвинея

28

138-143

Россия

28

Впереди датчане, где коррупция минимальна. Что касается России, то может быть, в области балета мы и «впереди планеты всей», а вот в области коррупции, вернее в части её отсутствия, мы на 140-м месте, соседствуя с папуасами!

К сожалению, это обстоятельство очень тесно взаимосвязано с агрессивностью и уровнем стресса в  обществе. И вот почему. Как отмечалось выше, природная здоровая агрессия дана нам, чтобы отстаивать свои границы, когда их кто-то нарушает. Но возникшая агрессия предполагает возможность её выхода в определенных рамках. То есть, не с дубиной идти на улицу, а использовать цивилизованные средства, например, написать жалобу, подать в суд.

И тут выясняется, что эти самые цивилизованные средства у нас, как в нормальном коррупционном государстве, практически «не работают». А сами процедуры, по которым должно идти отстаивание прав граждан, невнятны и громоздки. Возникшая агрессия начинает искать выход в иной форме. В результате человек становится «носителем агрессии», увеличивая градус агрессивности общества в целом. Что, в свою очередь, приводит к стрессам, оказывая отрицательное влияние на состояние здоровья общества в целом и уменьшая возраст дожития его граждан.

Особенно тяжело приходится пожилым гражданам. Поводов для волнений у них гораздо больше, чем у молодых людей, а «ресурс стрессоустойчивости» гораздо ниже.

На основании вышеизложенного можно конкретизировать  действия пожилых граждан в условиях агрессивного общества.

Во-первых, не следует быть в тех местах, где повышенные риски «набраться агрессии». Например, не стоит смотреть некоторые телевизионные программы.

Во-вторых, не нужно быть «генератором агрессии». Необходимо следить за своими мыслями и эмоциями. Следует также повышать устойчивость к стрессам, что может обеспечиваться, например, РЕГУЛЯРНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ АКТИВНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА, медитативными практиками.

В-третьих, нельзя быть «передатчиком агрессии». Если кто-то вас вывел из душевного равновесия, не нужно эту отрицательную эмоцию передавать дальше в том виде, в котором она «вошла в вас». Можно поделиться с друзьями сутью проблемы, но придав ей другой вид, например, вид анекдотического случая.

В-четвертых, нужно учиться либо находить выход для агрессии, но конечно не «сбрасывая» её на окружающих людей (или животных). Либо быть для неё некой «черной дырой». Причем не только для себя, но и для других. Практическая психология наработала много таких методик.