L1.1 Общая оценка положения пожилых граждан в России
Ожидаемая (при рождении) продолжительность жизни, или, как её ещё называют «средний возраст дожития» — один из основных применяемых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) индикаторов оценки как качества системы здравоохранения, так и удовлетворенностью жизнью человека в той или иной стране.
ВОЗ отслеживает средний возраст дожития среди примерно 183 стран (входящих в ООН), упорядочивая список стран по мере уменьшения (ухудшения) этого показателя. Примерно 30 стран — лидеров составляют, так называемый «клуб 80+», по признаку среднего возраста дожития более 80 лет.
Список стран, упорядоченный по ожидаемой продолжительности жизни, представлен здесь:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8#%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(2016)[2]
Россия в этом списке занимает 103-е место. Среди лидеров такие страны как, например, Испания, Италия, Канада.
В январе 2019 года интересные новости пришли из Италии. По сообщению агентства ANSA, президент Италии подписал закон о проведении в стране пенсионной реформы, основанной на так называемой «квоте 100». Теперь срок выхода на пенсию теперь будет определяться по формуле: возраст гражданина плюс его трудовой стаж; в сумме эти два показателя должны дать результат 100. При этом минимальный возраст выхода на пенсию составит 62 года, в этом случае стаж должен быть не менее 38 лет. По прежним правилам, большинство итальянцев могли выходить на пенсию в 67 лет.
Также закон предусматривает введение социальных выплат малоимущим в размере 780 евро в месяц. Агентство подчеркивает, что их не следует считать безусловным (или базовым) доходом — речь идет о дополнительной мере социальной поддержки населения, имеющей аналоги и в других странах Европы.
Вице-премьер, министр труда и социальной политики Луиджи ди Майо называл принятие закона шагом на пути к построению в Италии «государства всеобщего благоденствия».
Источник: https://www.bbc.com/russian/news-47045082
Ниже приведены интересные данные по Испании, Италии, Канаде и России.
Страна |
Средний возраст дожития |
Пенсионный возраст |
|||
Общий ранг |
Муж. | Жен. | Муж. |
Жен. |
|
Испания |
3 |
83,1 | 85,7 | 65 |
65 |
Италия |
7-8 |
80,5 | 84,9 | 67 -> 62 |
67 -> 62 |
Канада |
7-8 |
80,9 | 84,7 | 65 |
65 |
… |
… |
… | … | … |
… |
Россия |
103 |
66,4 | 77,2 | 60 -> 65 |
55 -> 60 |
В России основной тон политики задает Президент. Определяя рубежи, которые надлежит достигнуть, в послании Федеральному Собранию от 01.03.2018 Путин указал, что «к концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран «80+»».
Для России это весьма амбиционная заявка. Которая отчасти обусловлена тем, что устанавливать пенсионный возраст для мужчин как 65 лет в условиях, когда средний возраст их дожития в России составляет всего 66 лет, просто так нельзя — это могут неправильно понять. Необходимо одновременно обозначить некие радужные для пожилых людей перспективы.
Но нужно понимать, что клуб «80+» — это не просто красивая статистика. Такое «членство» обеспечивается высокими экономическими показателями страны в целом, эффективным здравоохранением, хорошей экологией, развитыми социальными подсистемами, достойными пенсиями, ….
На этом фоне Проект Мэра Москвы Собянина «Активное долголетие» был воспринят с некоторой долей скептицизма. Во-первых, потому, что практическая реализация Проекта началась не с ожидаемых конкретных предложений пожилым людям, а с выяснения у отельных пенсионеров, что именно им нужно «для полного счастья»?, чем бы они хотели заполнить свой досуг? Во-вторых, основными исполнителями Проекта были определены ЦСО районов. Но до сих пор это ведомство было ориентировано на решение гораздо более узких задач, связанных с адресной помощью конкретным пожилым людям и организацией развлечений для пенсионеров. В-третьих, Проект вроде бы есть, но ничего конкретного о нем не известно. Кем и когда он был утвержден, где можно с ним ознакомиться? – Не ясно.
Тем не менее практика первого года реализации Проекта показывает, что работа с пожилыми гражданами в Москве действительно начала выходить на новый уровень. Важно, чтобы процесс не приостанавливался, а его темпы соответствовали самым амбициозным планам.
Однако планы планами, а жизнь жизнью. 27.02.2019 на портале информационного агентства «РИА Новости» в разделе «Правительство онлайн» была опубликована авторская колонка Министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой. Соответствующая рубрика была озаглавлена как «Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова об увеличении продолжительности жизни как национальной идее».
«В последние годы нам удалось достичь цели, которая еще совсем недавно казалась невыполнимой, — значительно увеличить продолжительность жизни. Сегодня темпы роста этого показателя в России одни из самых высоких в мире. За последние полтора десятилетия он вырос на восемь лет, до 73 (72,7 года). И это не предел. В ближайшие 12 лет Россия может войти в клуб стран 80+. Что для этого нужно? Прежде всего, изменить идеологию и логистику организации медицинской помощи. Наполнить ее современным содержанием. Речь идет не только об обновлении инфраструктуры, переоснащении или строительстве новых объектов.
Перед нами стоит комплексная задача — равномерно увеличить продолжительность каждого из периодов жизни: и детства, и юности, и активной зрелости, и, соответственно, уже старших возрастных категорий. Эта цель содержится в национальном проекте «Здравоохранение».
Программы профилактики заболеваний — ключ к основным этапам реализации проекта. Вклад регулярных скринингов здоровья, коррекции факторов риска, вакцинации, диспансерного наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями в сохранение здоровья и продление жизни человека — не менее 60%, а в структуре затрат на здравоохранение на все это приходится не более 12%.
Результатом комплексных мер по укреплению общественного здоровья в ближайшие пять лет должно стать снижение смертности трудоспособных мужчин в возрасте 16-59 лет с 709 до 530 человек на 100 тысяч населения и снижение женской смертности в возрасте 16-54 лет с 207 до 188 человек на 100 тысяч населения. Министерство также рассчитывает за этот период добиться сокращения случаев временной нетрудоспособности со 131,7 до 126,0 на 100 тысяч населения.
…….
Основа культуры здоровья закладывается с раннего детства — во время формирования системы ценностей человека. Уверена, что нам стоит продолжить активные информационные кампании по мотивации граждан к здоровому образу жизни. Мы хотим добиться, чтобы мировоззрение каждого человека способствовало достижению нашей общей главной цели — укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни граждан».
Очень похоже, что Минздрав фактически уходит от программ, ориентированных на пожилых граждан, типа Проекта «Активное долголетие». Логика простая: системно заниматься стариками, с их «букетами» хронических заболеваний, накладно и бессмысленно, если ранее в них не были заложены должные мотивации к здоровому образу жизни. А это, в свою очередь, может означать, что такие проекты и программы как «Активное долголетие» не будут должным образом поддерживаться на уровне государственной политики.
С другой стороны, не очень понятно, каким образом Минздрав собирается обеспечивать вхождение России к 2030 году в Клуб стран 80+, не занимаясь нынешними пенсионерами? Ведь несложный расчет покажет, что эту самую желаемую статистику в 2030 году будут обеспечивать те, которым в настоящее время не менее (80 — 12) = 68 лет.
Если же начинать с детства, то время достижения соответствующих рубежей может затянуться примерно на (80 — 10) = 70 лет. К этому времени социально-значимой целью могут быть уже Клубы стран примерно этак «100+»!